В Нижегородском благочинии стартовал цикл литературных встреч «История Вознесенской церкви в судьбах прихожан»

7 декабря, в день памяти великомученицы Екатерины, в церкви в честь Вознесения Господня на улице Ильинской по благословению настоятеля протоиерея Михаила Сторонкина стартовал цикл литературных встреч «История Вознесенской церкви в судьбах прихожан». Его организовал и провел старший научный сотрудник Института мировой литературы Российской академии наук Роман Гоголев.

С приветственным словом перед гостями выступил протоиерей Михаил Сторонкин. Священник отметил важность и ценность проведения таких мероприятий, соединяющих былые времена с современностью, поблагодарил присутствующих за стремление знать и помнить историю своего города, людей, чья жизнь в значительной степени была посвящена родному краю, своему народу.

Прихожанами Вознесенской церкви были разные люди, оставившие след в истории и культуре города и страны. Первая встреча была посвящена Екатерине Павловне Пешковой - «гражданской святой» XX века, правозащитнице, супруге писателя Максима Горького.

 
"Дом на Вознесенской (ныне - Нижегородской) улице был их с Алексеем Максимовичем первым семейным адресом, — рассказывал Роман Гоголев. — Будучи религиозным человеком, Екатерина Павловна, вероятнее всего, посещала именно нашу церковь, так как улица находилась в границах прихода. Заметный след оставила Екатерина Павловна и в истории Нижнего Новгорода. Организация Рождественских елок для детей городской бедноты — лишь один из сюжетов, связанных с ее именем. Их потом назовут горьковскими, хотя почти всю организационную "текучку" по подготовке мероприятия, сбору средств, приобретению подарков принял на себя оргкомитет, работой которого руководила жена писателя. "Вы только представьте себе 500 детей, одетых в "папины" да в "мамины" одежки, уродливых, грязных, порочных, с ногами, искривленными рахитом, крошечных, но уже старчески опытных. Ошеломленные длинным рядом столов с подарками и видом елки, роскошно украшенной, горящей электрическими огнями, — эти несчастные дети кружились по зале густым, пестрым потоком и всё покашливали, покашливали эдак особенно, грустно и жалобно, как изможденные старики. Ходили — молча, степенно, а глаза у них были жадные, строгие, серьезные такие глаза. Не хорошо, знаете. Но — на будущий год закачу елку на тысячу, а то на полторы. Ибо — когда этим несчастным раздали подарки — по пирогу, мешку гостинцев <…> , по сапогам, рубахе, платью, кофте, шапке, платку, — Вы знаете — многие из них заревели от радости, иные куда-то бросились бежать, прижимая к себе подарки, другие, усевшись на пол, тотчас же принялись есть", — делится впечатлениями Горький в письме Леониду Средину.
Когда пришла Первая мировая война, Екатерина Павловна вместе с известным московским адвокатом Иваном Сахаровым (предком академика Андрея Сахарова) создала общество «Помощь жертвам войны». В первую очередь организация занималась воссоединением разлученных войной семей и судьбой осиротевших детей. Характерно, что ту же самую работу вдова Горького вела и во время Великой Отечественной войны.
После потрясений 1917 года Екатерина Пешкова почти всецело отдается правозащитной деятельности "Политический красный крест", вплоть до закрытия в 1937 году занимается спасением жизней людей, подвергшихся гонениям со стороны советской власти. Ее усилиями были спасены тысячи людей".

Прошедшая литературная встреча открывает цикл бесед и о других именитых прихожанах — Чириковых, Калашниковых, Люминарских, Рябининых, Марковых. Организаторы надеются, что к этой инициативе присоединятся другие семьи, судьбы которых были связаны с приходом Вознесенской церкви на Ильинке.