Не бойся кошки!

У каждого свой путь к Богу. Кто-то в храме с пеленок, его еще грудничком приносили на службу. Чья-то дорога к вере состояла из мучительных поисков ответов на важнейшие вопросы бытия. Кого-то Господь привел через несчастье, страдание, а другого, как в народе говорят, ангел крылышком коснулся, то есть Бог призвал. Сегодня в нашей традиционной рубрике подборка вопросов, заданных людьми, которые недавно переступили порог храма. Им отвечает клирик храма в честь Всемилостивейшего Спаса протоиерей Владимир Гофман.

Этим летом я в первый раз постил­ся. Опыт оказался неудачным, выдержал только первую неделю, до праздника святых апостолов Петра и Павла не дотянул. Сейчас начался новый пост — Успенский. Боюсь, что опять не все будет хорошо. Вопрос у меня такой: можно ли продолжать поститься, если срываешься — не выдерживаешь или забываешься? Или уже все — «незачет»? И еще. В магазинах увидел постные конфеты, так прямо и указано: «Постная продукция». Тогда какой же это пост, если есть разные вкусные вещи?

— Пост — это духовное упражнение, в нем не может быть «зачет» — «незачет». Поститься для галочки нет никакого смысла. Настроились держать пост — держите. Если по недоразумению пост прервался, не нужно унывать и прекращать духовное упражнение. Напротив, нужно продолжать его. Сейчас постятся многие. Причем постятся не зная, а порой и не желая знать, зачем и как это надо делать правильно. До сих пор некоторые люди, в том числе и посещающие храм, считают, что пост — это главным образом ограничение в пище, что-то вроде очередной диеты, этакое голодание. Но физическое воздержание всего лишь часть поста, да и то вспомогательная. Основной же его задачей является воздержание духовное, очищение сердца от злых помыслов, а цель — обретение Царства Божия. «Царствие Божие не пища и питие, но праведность, и мир и радость в Святом Духе…» (Рим 14:17). Святитель Феофан Затворник говорит: «И те, кои постятся, а не хранят сердца своего чистым, не считаются чистыми». В пост мы призваны прислушаться более внимательно к своей совести — что сделал я больше: доброго или злого? По заповедям ли Христовым я живу? Что нужно мне сделать, чтобы быть угодным Богу и в ладу со своей совестью? Вот и средства, чтобы укрепиться: воздержание, молитва, дела милосердия и любви. А ваш пример с конфетами и комментариев не требует. Обман в чистом виде. Правда, подходит для тех, кто на диете, кто пытается сжечь калории, но к настоящему посту это не имеет никакого отношения. Потому что постящийся не калории в теле сжигает, а грехи в своем сердце. Я бы посоветовал вам почитать творения святителя Феофана Затворника, у него много сказано о посте и вообще о духовной жизни — как ее вести.

Однажды после службы наблюдала такую картину (не я одна, из храма выходило много людей): мимо шел человек неряшливого вида и, мягко говоря, нетрезвый. Увидев выходящих из церкви людей, которые крестились на храм, он остановился и тоже стал креститься. Мне это показалось каким-то кощунством: разве можно креститься, когда ты пьян?

— Откуда нам знать, что движет человеком, когда он осеняет себя крестным знамением? Кто-то делает это «на автомате», кто-то — по-фарисейски, чтобы другие увидели, как он благочестив, а кто-то от избытка чувств, от благоговения перед святыней. Не стоит никого осуждать и наблюдать за другими с этой целью. Христос говорит нам: «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Лк 6:41–42).

У нас в молодежном лагере, куда приехали люди разных национальностей, состоялся спор об истинности той или иной веры. Как лаконично и убедительно показать, что твоя вера — правильная, и при этом не обидеть других и не оскорбить их религиозные чувства?

— Своими поступками. Это единственно надежный и проверенный способ. Апостол Петр в своем послании говорит: «Господа Бога святите в сердцах ваших; [будьте] всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением. Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе» (1 Пет 3:15–16). То есть если нас спрашивают о нашей вере, мы должны ответить спокойно и кротко. И ни о чем не спорить. По делам пусть судят о правильности веры. Ведь «как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак 2:26). Если же вопрошают о вере с издевкой и просто для досужего спора, то следует вспомнить слова Спасителя: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф 7:6).

Правда ли, что когда кланяешься после того, как перекрестишься, нельзя отрывать взгляд от иконы, а если кланяешься на коленях, нельзя касаться лбом пола, а только ладоней, которые надо сложить крест-накрест на полу? И что значит «ломаешь крест»? Такое замечание сделал мне один человек во время службы, когда я правой рукой крестилась, а левой придерживала у подбородка спадающий шарф.

— Мы уже говорили о том, что во время богослужения мы беседуем с Господом — мы с Ним говорим, а не с окружающими людьми. Тот, кто делает другим замечание, видит соринку в чужом глазу, а бревна в своем не видит. А вместо беседы с Богом смотрит по сторонам, кто и как себя ведет, уподобляясь фарисеям, которых осуждал Христос: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете» (Мф 23:13). Да, мы осеняем себя крестным знамением с благоговением, не торопясь, но остальные детали от лукавого, потому что в молитве главное не внешнее, а внутреннее. Разумеется, это не значит, что можно креститься небрежно. Но причем тут сложенные на полу крест-накрест ладони и касание пола лбом? Если мы начнем думать об этом, мы не молиться будем, а выполнять какой-то ритуал. Царство Божие не где-то там вдалеке и приблизиться может, если только мы что-то «правильно» делаем. Нет, оно в нашем сердце: «Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк 17:21).

Я знаю, что верующие люди не верят в приметы, и когда дорогу переходит черная кошка, пугаться не надо, можно спокойно идти. А вот что лучше делать в момент, если какой-то страх все-таки закрадется в сердце? Какую молитву читать?

— На это вообще не стоит обращать внимания. Но если уж обратили, прочитайте короткую Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». А можно и еще короче: «Господи, помилуй». И молитвы эти, конечно, не против черной кошки, бедное животное тут вообще ни при чем, а против вашего суеверия. Господи, прости, что я такой суеверный — кошки боюсь!

Мы решили освятить квартиру, но батюшка сказал, что сделать этого нельзя, так как в доме постоянно живет собака — нечистое животное. Во-первых, хочется спросить, почему оно нечистое? И главное, как же нам теперь быть? Мы понимаем, что жилище освятить обязательно надо, но не можем же мы отдать кому-то или уничтожить ни в чем не повинное создание? Этот пес живет у нас много лет и фактически стал членом семьи.

— Посоветуйте вашему батюшке читать Священное Писание. К примеру, книгу Товита из Ветхого Завета. Отправляется юноша на поиски невесты, а с ним идут Архангел Рафаил и собака. И собака, заметьте, не отпугивает Ангела. «Так и условились. Тогда он сказал Товии: будь готов в путь, и отправляйтесь благополучно. И приготовил сын его нужное для пути. И сказал ему отец: иди с этим человеком; живущий же на небесах Бог да благоустроит путь ваш, и Ангел Его да сопутствует вам! — И отправились оба, и собака юноши с ними» (Тов 5:17; 13:3). Чего же батюшка-то испугался? Пригласите другого священника, и задача будет решена. Дело же не в собаке, а в вашем отношении к освященному жилищу, станет ли оно вашей домашней церковью.

Подготовила Надежда Муравьева